Введение
Долгое время люди применяли около тридцати естественных красителей — это синие, красные, черные, желтые, коричневые и зеленые тона. Сегодня вместо природных красителей стали использовать искусственные. Но если посмотреть на них с экологической точки зрения, то преимущество возьмут на себя природные красители. Мы решили исследовать свойства природных красителей, сравнить их с искусственными и изучить особенности окрашивания тканей природными красителями. Нас заинтересовал и тот факт, что красители, выделенные из растений, можно использовать и для получения акварельной краски.
Целью нашей научно-исследовательской работы является изучение возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при крашении тканей и для получения акварельных красок.
Для достижения цели работы были поставлены следующие практические задачи:
- подбор и анализ литературы по данной теме;
- получение практических навыков при работе с лабораторной посудой, химическими реактивами;
- получение натуральных красителей и исследование их свойств;
- обобщение и выводы на основе результатов наблюдения.
1. Общие сведения о красителях
1.1. Историческая справка о получении и использовании красителей
Народный способ окраски растениями известен издавна. Например, был найден женский костюм из деревни Рабивере Хагериского прихода, который относится к концу XVII века.
Природных красителей, дающих прочную красную и синюю окраску— цвета, считавшиеся во все времена особенно ценными, немного. Первыми по красоте и долговечности были два красных красителя животного происхождения: пурпур, добывавшийся из средиземноморских моллюсков до ХIV в., кармин, который получали из насекомых разных видов: из червеца и кермеса (в Европе, Азии и Африке) и из кошенили (в Южной Америке).
Известный краситель синего цвета — индиго получали из растения индигоферы, произрастающего в странах с теплым, климатом: в Индии и Юго-Восточной Азии.
Широко использовались также ярко-желтые красители, которые извлекали из тропического растения куркумы и корней — барбариса. Эти яркие и прочные краски шли на изготовление драгоценных тканей. Более дешевыми красными красителями были софлор, красный сандал, орсейль (краситель средиземноморского лишайника) и орлеан, из которого получали оранжевую краску для шелка.
Кроме того, существовало множество желтоватых и коричневых красителей разных оттенков, которые получали в каждой стране из местного сырья — корней и коры растений самых разнообразных видов. Эти красители были самыми доступными, и поэтому коричневые, бурые и неяркие желтые тона считались цветами бедности.
Естественные природные красители использовались в текстильной промышленности вплоть до 60? 70-х гг. XIX в. Только после изобретения анилиновых красителей стали применять другие способы крашения. Однако в ковроделии, при выработке художественных изделий ручным способом древние методы сохраняются и в настоящее время.
В реставрации памятников текстильного искусства прошлого знание старинной технологии крашения особенно необходимо. Натуральные красители для текстильных волокон извлекают из высушенного природного сырья: травы, коры, корней, древесины, плодов и высушенных насекомых, вываривая их в воде. Исключение составляет только синий краситель индиго, который в воде не растворяется .
1.2. Химический состав красителей
Растения имеют специальные красящие вещества — пигменты, которых известно около 2 тысяч. В растительных клетках чаще всего встречаются зеленые пигменты хлорофиллы, желто-оранжевые каротиноиды, красные и синие антоцианы, желтые флавоны и флавонолы.
Многие растительные пигменты используются в качестве красителей: корнеплоды моркови дают желтый краситель, свекла столовая — красный пищевой краситель, окрашенные лепестки растений тоже дают определенный краситель .
Антоцианы содержат лепестки роз, васильки, анютины глазки и ряд других растений, а также многие плоды: яблоки, вишни, виноград, черника, голубика и другие. Поэтому вытяжки из антоцианов можно использовать для получения натуральных красителей. В отличие от пластидных пиментов (хлорофиллов, каротиноидов) антоцианы сосредоточены в вакуолях клеток. В фотосинтезе не участвуют .
Рис. 1.1.
Молекула антоцианов
Антоцианы? окрашенные кристаллы. Углеводная часть молекулы (обычно остаток глюкозы, рамнозы, галактозы, ди- или трисахарида) связана с агликоном в положении 3, реже — 3 и 5. У многих антоцианов некоторые группы ОН метилированы или ацетилированы. Антоцианы — окрашенные кристаллы. Легко растворяются в воде и других полярных растворителях, трудно — в спирте, бензоле. Цвет и строение антоцианов зависит от рН среды (рис. 1.2).
Рис. 1.2.
Превращения антоцианов
2. Крашение ткани натуральными красителями
2.1. Разнообразие способов крашения тканей
Способы крашения зависят от рода волокон материала, который требуется окрасить. К главнейшим волокнистым материалам относятся шерсть, хлопок, шелк, лен, пенька, солома и т. д. Волокнистые материалы как животного, так и растительного происхождения окрашиваются в виде готовой ткани или в пряже. Процесс крашения состоит в поглощении краски волокнами.
В зависимости от материала протравливание можно производить перед окрашиванием, во время окрашивания и после него.
2.2. Получение натуральных красителей и окрашивание ими тканей
Природные красители можно получить из корней или стеблей, коры или листьев, цветов или плодов растений. Получение красителя зависит также от времени сбора растений. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные оттенки, чем при окраске высушенными.
2.2.1. Подготовка текстильных материалов к крашению
Мы отваривали ткани в растворе, содержащем 3,6 г 40%-ного олеинового мыла, 0,25 г кальцинированной соды, 1000 мл воды. В раствор олеинового мыла при температуре не ниже 93? 96° С мы опускали сухую ткань и варили ее в течение 30 минут. Затем тщательно промывали, чтобы не оставалось отработанное мыло и другие загрязнения, которые препятствуют равномерному окрашиванию волокна.
Лён перед крашением кипятили 1 час в растворе стирального порошка (1 л воды — 2,3 г порошка и хозяйственное мыло). На 100 г материала брали 1−3 л воды. После этого полоскали 2−3 раза в теплой воде.
2.2.2. Протравливание
Крашение тканей растительными красителями требует предварительной или последующей обработки волокна солями металлов — протравливания. Она необходима для закрепления красителя.
В качестве протрав мы использовали алюмокалиевые квасцы, железный купорос, дихромат калия, медный купорос и другие.
Раствор протравы делали из расчета 10 г на 1 литр воды (1%-ный). Раствор алюмокалиевых квасцов требует нейтрализации кальцинированной содой. После обработки холодным раствором протрав в течение суток ткань хорошо выполаскивали и сушили.
По алюмокалиевой протраве на волокне образуются лаки красителей, цвет которых соответствует цвету истинного красителя взятого растения. Все другие соли металлов образуют с красителями лаки различных оттенков. Поэтому алюмокалиевые квасцы — основная главная протрава при крашении естественными красителями.
Соли других металлов изменяют цвет истинного красителя: соединения меди образуют лаки с коричневым или оливковым оттенком, хромовая протрава — с зеленоватым. С железной протравой волокна окрашиваются в черные или оливковые цвета, в зависимости от красильного растения. Одним и тем же красильным растением можно окрасить текстильные волокна в разные цвета, пользуясь различными протравами. В красильную емкость можно погружать образцы ткани, протравленные только одним каким-либо способом. Перед опусканием в протравную емкость ткань обязательно смачивали водой.
2.2.3. Приготовление красильных отваров
Красильные отвары готовили в посуде из эмали. 100 г красящего материала заливали на 30−35 минут теплой водой (1 л).
Красящий материал выщелачивали кипячением с добавлением соды (чайная ложка соды на 1 л воды)
Растения или их части (траву, корни, кору или плоды, содержащие красящие вещества) вываривали в воде в течение некоторого времени (до 30 минут для травы, до 2—4 часов для коры и древесины). Вываривали осторожно, при медленном кипении. После экстрагирования красителя отвар сливали в другую посуду, а растения снова доливают водой, чтобы получить второй отвар.
2.2.4. Крашение тканей
Перед крашением ткань обязательно нужно смочить водой, иначе окраска выйдет неровной. Для окрашивания льна брали в 15−25 раз больше воды, чем вес ткани. Красили не менее часа при очень тихом кипении (93°). Ткань должна быть погружена полностью. При крашении постоянно «переводили» ткань. «Переводить» ткань при тихом кипении следует не менее часа стеклянной или деревянной палочкой. Крашение нужно производить медленно, чтобы окраска была равномерной. В красящем растворе не должно быть комочков и ткань не должна образовывать складок.
После окрашивания ткань полоскали в теплой воде, в которую добавлено немного столового уксуса.
Крашение — сложный физико-химический процесс, в результате которого между молекулами ткани и молекулами красителя образуются достаточно прочные связи. Мы применяли способ протравного крашения. Поскольку растворы протрав должны обладать кислой реакцией среды, то каждый приготовленный раствор проверялся универсальным бумажным
индикатором. В работе мы применяли одновременное с окраской протравливание. Мы брали одинаковые количества протравителя и красителя, опускали туда смоченную в теплой воде ткань, а затем начинали кипятить в течении часа. Применяя различные протравы, мы добились того, что при использовании одного и того же красителя ткань окрашивалась в разные цвета. По результатам исследования нами составлена таблица (табл.1), в которую внесены названия растений-красителей, применявшиеся протравы и результат окрашивания.
3. Получение акварельных красок
3.1. Выделение антоцианов из растений
Антоцианы хорошо растворимы в воде. Содержатся в клеточном соке (вакуолях), значительно реже — в клеточных оболочках. Они могут существовать в различных формах. При действии минеральных и органических кислот образуют соли красного. При действии щелочи — синего цвета. На цвет антоцианов влияет не только кислотность клеточного сока, но и способность этих пигментов образовывать комплексные соединения с металлами. Например, для проявления синего цвета необходимо наличие в клетках комплексного соединения антоцианов с магнием, алюминием, оловом, а также белками и сахарами.
Чтобы получить антоциановую вытяжку, мы 0,5 — 1 г красящего материала помещали в пробирку, заливали его 5 мл воды и доводили до кипения над пламенем спиртовки. Нагревание выше 70 0 С приводит к разрушению мембран клеток. Антоцианы свободно выходят из клеток, окрашивая воду в различные соответствующие цвета. Полученный раствор отфильтровывали в чистую пробирку через бумажный фильтр. Часть вытяжки каждого из пигментов мы отливали в другие пробирки и добавляли несколько капель 1% соляной кислоты, в другую часть добавляли несколько капель 0,001% раствора едкого натра. В зависимости от того, добавляли мы кислоту или щелочь, вытяжка пигментов изменяла свою исходную окраску: при добавлении кислоты — раствор светлел, при добавлении щелочи, наоборот, приобретал более темную окраску.
3.2. Акварельные краски из антоцианов
В приготовлении акварельных красок можно использовать растворы антоцианов. Но для того, чтобы краски загустели, необходимы связующие вещества. Это гумми-смолы (камеди), гуммиарабик, вишневый, сливовый, урюковый и другой растительный клей косточковых плодовых деревьев, а также декстрин, мед, сахар, патока и т. п. Мы использовали мед и глицерин.
Главная составная часть пчелиного меда представляет смесь равных количеств фруктозы и глюкозы с примесью воды (16? 18%), воска и небольшого количества белковых веществ. В акварели лучше применять фруктозу, т. е. некристаллизующуюся часть меда, отделяя от меда глюкозу кристаллизацией из спирта, воды или уксусной кислоты. Глюкоза имеет температуру плавления 146 °C, растворяется в 3 частях воды. Мед, превратившийся в зернистую массу, состоит из кристаллов глюкозы. Если мед разбавить водой и нагревать в течение 5 — 6 часов при температуре 60 — 90° С, то он теряет способность кристаллизоваться.
Глицерин принадлежит к группе трехатомных спиртов. Густая сиропообразная жидкость с водой смешивается во всех соотношениях. Весьма гигроскопичен и вводится в связующее акварельных красок для сохранения их в полусухом состоянии. Находится в качестве составной части в жирах и получается как побочный продукт при мыловарении. В акварели применяется после тщательной очистки и отбелки.
Вследствие большой гигроскопичности глицерин жадно притягивает воду из воздуха и сообщает красочному слою влажное и неустойчивое состояние; краска при избытке глицерина неровно и рыхлым слоем ложится на бумагу.
Краски необходимо упарить на водяной бане .
Заключение
Данные, полученные в ходе исследований, позволяют сделать следующие выводы:
- из растительных пигментов можно получить природные красители;
- природные красители можно использовать для крашения тканей и получения акварельных красок.
На основании проделанной работы мы пришли к выводу, что природные красители, в отличие от искусственных, являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать лепестки цветов, плоды растений, кору деревьев и другой материал. Природные красители можно получить в домашних условиях, они просты в обращении и ими легко окрашивать ткань. Эти красителя не загрязняют окружающую среду, а синтетические содержат соединения аммония, олова, свинца, фтора, хлора, хлориды, щелочи, барий, хром, медь, калий. Цвет окрашиваемого материала зависит и от применяемой протравки: алюмокалиевые квасцы дают в основном бежевое окрашивание или цвет самого красителя, медный купорос — зеленоватое и желтое, железный купорос — серое, дихромат калия — желтое и оранжевое.
Но главный недостаток природных красителей в том, что они дают неяркие цвета при крашении ткани, а если не использовать при крашении закрепители, то окраска ткани со временем становится блеклой. Ткани, окрашенные синтетическими красителями, напротив могут иметь различные яркие окраски в зависимости от красителя.
Акварельные краски, полученные из растительных пигментов имеют свои и недостатки и преимущества. Положительная сторона их состоит в том, что эти краски совершенно безвредны: использовались растительные экстракты, а как загуститель — мед. Главный их недостаток в том, что они медленно высыхают и имеют бледные неяркие цвета.
Список использованной литературы
1. Ольшанская О.М., Артемоа А.В. Текстильная химия, 2000, № 1, с. 98−106.
2. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся. — Мн.: Нар. асвета, 1991. — 208 с.
3. Полевой В.В. Физиология растений: Учеб. для биол. спец. вузов. — М.: Высш. шк., 1989. — 464 с.
4. Чуб В. Для чего нужны антоцианы // Цветоводство. — 2008. № 6 — С. 22
5. Http: www. bibliotekar. ru/slovar
6. Я.М. Грушко. Вредные неорганические соединения в промышленных сточных водах: Справочник. — Л.: Химия, 1979. — 160 с.
7. Энциклопедический словарь юного химика — М.: Педагогика, 1982. — 141 с.
Приложение 1
Таблица № 1
Красители растительного происхождения
Источник красителя |
Протравитель |
Цвет окрашенного материала |
||
Роза (желтая) |
K2Cr2O7 |
светло-коричневый |
||
Роза (красная) |
KAl (SO4)2 · 12H2O |
светло-бежевый |
||
Клюква |
FeSO4 · 7H2O |
розовый |
||
Лук |
FeSO4 · 7H2O |
серый |
||
Клюква |
KAl (SO4)2 · 12H2O |
розовый |
||
Шиповник |
KAl (SO4)2 · 12H2O |
светло-коричневый |
||
Клюква |
K2Cr2O7 |
бледно-желтый |
||
Шиповник |
FeSO4 · 7H2O |
серый |
||
Шиповник |
K2Cr2O7 |
светло-коричневый |
||
Клюква |
CuSO4 · 5H2O |
розовый |
||
Гибискус |
FeSO4 · 7H2O |
синий |
||
Хвоя |
FeSO4 · 7H2O |
серый |
||
Кора дуба |
KAl (SO4)2 · 12H2O |
коричневый |
||
Хвоя |
KAl (SO4)2 · 12H2O |
светло-бежевый |
||
Лук |
KAl (SO4)2 · 12H2O |
бежевый |
||
Роза (красная) |
KAl (SO4)2 · 12H2O |
светло-бежевый |
||
Смородина |
FeSO4 · 7H2O |
темно-розовый |
||
Хвоя |
CuSO4 · 5H2O |
оранжевый |
||
Роза (желтая) |
KAl (SO4)2 · 12H2O |
светло-оливковый |
||
Роза (желтая) |
FeSO4 · 7H2O |
серый |
||
Роза (красная) |
K2Cr2O7 |
бежевый |
||
Хвоя |
K2Cr2O7 |
бежевый |
||
Видео удалено.
Роза (желтая) |
CuSO4 · 5H2O |
оливковый |
||
Смородина |
CuSO4 · 5H2O |
светло-желтый |
||
Смородина |
K2Cr2O7 |
розовый |
||
Смородина |
FeSO4 · 7H2O |
розовый |
||
Смородина |
KAl (SO4)2 · 12H2O |
розовый |
||
Роза (красная) |
CuSO4 · 5H2O |
бежевый |
||
Роза (красная) |
CuSO4 · 5H2O |
светло-серый |
||
Лук |
CuSO4 · 5H2O |
светло-зеленый |
||
Шиповник |
CuSO4 · 5H2O |
светло-коричневый |
||
Лук |
K2Cr2O7 |
светло-коричневый |
||
Гибискус |
CuSO4 · 5H2O |
светло-зеленый |
||
Гибискус |
K2Cr2O7 |
желтый |
||
Гибискус |
KAl (SO4)2 · 12H2O |
фиолетовый |
||
Липа |
CuSO4 · 5H2O |
светло-коричневый |
||
Липа |
FeSO4 · 7H2O |
серый |
||
Липа |
K2Cr2O7 |
оранжевый |
||
Кора дуба |
KAl (SO4)2 · 12H2O |
коричневый |
||
Кора ольхи |
KAl (SO4)2 · 12H2O |
черный |
Скачать исследовательскую работу «Природные красители как экологически чистый материал»
1. Окрашивайте только качественные цветы, свежесрезанные или подсушенные из холодильника. Цветы стоящие на воде не окрасятся хорошо т.к. поглощение воды у них минимально
2. Используйте чистую посуду для окрашивания. Рекомендуется стеклянная или пластиковая.
3. Наденьте резиновые перчатки. Красители как правило, безопасны, но могут вызвать раздражение у некоторых людей.
4. Обрежъте 3 см. от нижней части стеблей непосредственно перед размещением цветов в растворе красителей.
6. Поместите цветы в чистую воду.Остатки красителя в стебле ещё некоторое время будут окрашивать лепестки.
Для достижения наилучших результатов необходимо использовать только высококачественное сырьё. Стебли должны быть здоровыми и сильными. Листва должна быть пышной с хорошим развитием листьев. Это показывает, что стебли собрали со здоровых хорошо выращенных растений в условиях хорошего увлажнения. Растения с одеревеневшими стеблями хуже впитывают воду.и красятся хуже. Цветы должны быть способны поглотить достаточное количество воды для хорошего окрашивания. Проще говоря они должны испытывать жажду. Срезанные цветы которые ранее были помещены в воду как правило не используются для окрашивания т.к. их поглощение воды минимально и поглощение красителя тоже минимално. Многие цветы окрашиваются лучше если они подсыхают в течение некоторого времени, иногда несколько часов бывает достаточно, но следует соблюдать осторожность чтобы не повредить цветы излишним высушиванием. Важно хорошо промыть ёмкости для окрашивания перед работой. Используйте чистую посуду чтобы бактерии и остатки чистящих средств не повлияли на процесс окрашивания. Интенсивность окрашивания зависит от концентрации раствора, скорости поглощения красителя цветами и времени окрашивания. Использование высоких концентраций приводит к сокращению времени окрашивания. Вы можете разводить красители в любой пропорции чистой водой (лучше всего дистиллированной), изкие концентрации красителя дают больший контроль над скоростью окрашивания, что позволяет получать пастельные тона без черезмерного окрашивания
На поглощение красителя цветами влияет температура красителя. Многие цветы могут быть окрашены при комнатной температуре. Некоторые иногда даже окрашивают в холодильнике. Основным преимуществом нагревания раствора красителя является ускорение процесса окрашивания. Теплые растворы красителя содержат меньше растворённого газа (пузырьков воздуха) и имеют меньшую вязкость, что приводит к ускорению поглощения красителя. Не превышайте температуру 43 градуса чтобы не повредить цветы.
Температура и влажность воздуха в помещении также влияет на процесс окрашивания. Тёплый воздух и низкая влажность увеличивают скорость процесса поглощения красителя растениями. Яркий свет тоже ускоряет окрашивание. Сооружение специального помещения которое подогревается и подсушивается может ускорить процесс окрашивания в несколько раз. Не для всех случаев требуется повышение температуры при окрашивании, так например окрашивание гвоздики и гипсофилы в холодильнике даёт более равномерное распределение красителя. Подсолнухи предпочитают более высокую температуру и низкую влажность. Поэкспериментируйте с разными условиями окрашивания чтобы понять, что лучше для ваших цветов.
Необходимо ещё раз подрезать стебли растений перед погружением в раствор красителя. После того как цветы были срезаны воздух постепенно проникает в капилляры стебля. Это воздушное препятствие (эмболия) может помешать продвижению воды (и красителя) вверх по стеблю к цветку. Чтобы удалить воздушное засорение стебля обрежьте как минимум 3 см. от нижней части стебля. Инструмент для обрезания должен быть острым и чистым. Тупым резаком можно сдавить и повредить капилляры в стебле. После того как цветы удаляются из раствора в стебле ещё остаётся некоторое количество красителя который с водой будет перемещаться вверх увеличивая интенсивность окраски. После извлечения цветов из краски надо промыть стебли и поставить цветы в чистую воду., что приведёт к дальнейшему, более равномерному распостранению красителя по лепесткам.
Раствор красителя можно использовать более одного раза, но надо помнить, что соки и масла из цветов, а также всякий мелкий мусор попадают в раствор в процессе окрашивания, что приводит к засорению капилляров при следующем использовании и вызывает рост бактерий в растворе. После каждого использования необходимо фильтровать красящий раствор для удаления примесей. Для фильтрования можно применить например кофейные фильтры. Не используемый раствор надо хранить в закрытой таре для предотвращения испарения и загрязнения. Хранение в холодильнике также помогает сохранению свойств красителя.
Тонированные цветы не имеют существенной разницы в продолжительности жизни по сравнению с неокрашенными. Исключение представляют сильно перекрашенные растения.. Проверить продолжительность жизни окрашенных цветов легко сравнив её с продолжительностью жизни неокрашенных из той же партии.
Окончательный цвет окрашенных цветов зависит от естественного цвета
цветка, от цвета красителя и количества поглощённого красителя. Белые цветы принимают тот цвет который имеет краситель. Но например подсолнухи имеющие естественный жёлтый цвет при применении
красного красителя станут оранжевыми.
У срезанных для букета растений можно изменить естественную окраску цветков. Так, если белые цветки розы или георгина опустить сначала в раствор фуксина, а затем в раствор поташа, они приобретут красивую голубую окраску. Этот способ издавна использовали для получения не существующих в природе необычных голубых роз.
Процесс, обеспечивающий создание в растениях различных цветов, на первый взгляд может представиться весьма простым, однако существующие в природе многочисленные расцветки и тона являются результатом сложного взаимодействия основных пигментов в различных сочетаниях со средой. Зависят они и от порядка размещения
естественных красителей
в растительных тканях.
У срезанных для букета растений можно изменить естественную окраску цветков. Так, если белые цветки розы или георгина опустить сначала в раствор фуксина, а затем в раствор поташа, они приобретут красивую голубую окраску. Этот способ издавна использовали для получения не существующих в природе необычных голубых роз. Можно попробовать таким же образом перекрасить белые цветки гиацинтов, тюльпанов или гладиолусов в голубые или попытаться «заставить» цвести розу (белую) ярко-синими цветками, поливая почву вокруг ее куста кобальтовой кислотой.
Правда, сохранились сведения о том, что знаменитому немецкому поэту и ботанику Гёте удавалось при выращивании роз в теплице под синими стеклами получать цветки с синеватым оттенком. И только совсем недавно, в наше время настоящие синие розы вырастили японцы.
А как из красной розы сделать белую? Зная, что антоциан обесцвечивается сернистым газом, поместим красную розу в герметически закрывающийся сосуд (стеклянную банку) с зажженным в нем кусочком горючей серы — и через несколько минут лепестки станут белыми. Не сожалейте об исчезнувшем красном цвете, через некоторое (довольно продолжительное) время на воздухе цветок снова примет свою прежнюю окраску. Так же можно «отбелить» астры, фиалки, гладиолусы и другие цветки, содержащие антоциан.
Можно перекрасить цветки фиолетовой окраски в ярко-красную погружением их в слабый раствор соляной кислоты.
Цветки с зелеными лепестками обычно невзрачны, но ради эксперимента их получить можно довольно быстро. Достаточно лишь, к примеру, голубой цветок незабудки болотной подержать над дымом тлеющей папиросы или сигареты, как он сразу же окрасится в зеленый цвет. Причиной такого изменения является содержащийся в табачном дыме углекислый аммоний, имеющий щелочную реакцию. Проникнув в ткани цветка, он превращает голубую окраску в зеленую.
Интересные превращения колеров у цветущих растений происходят под действием аммиака. Обработанные парами нашатырного спирта (в герметическом сосуде!) голубые, фиолетовые и пурпурные лепестки становятся зелеными, темно-красные (например, гвоздика) — черными, белые (белая лилия, белая роза и пр.) — желтыми. Особенно оригинальные изменения претерпевают цветки с пестрой окраской. Если же аммиак заменить парами крепкой соляной кислоты, синяя и фиолетовая расцветка превратится в красную. Любопытно еще и то, что после обработки аммиаком некоторые цветки, совсем не обладающие ароматом (например, астры), приобретают приятный запах.
Такие опыты можно проводить даже с целыми букетами цветов. Поскольку не все антоцианы реагируют одинаково на изменение среды, а также потому, что аммиак и соляная кислота действуют и на другие вещества (флавоны и т. п.), вызывая изменение цвета, получаются совершенно неожиданные окраски. Этим простым способом можно на несколько часов придать букету причудливую необычную расцветку. Последующее медленное восстановление естественной окраски цветков придает букету еще более эффектный вид.
* * *
Сернистая кислота вследствие своих раскисляющих свойств, обесцвечивает большую часть цветов, в розе, например, роз, барвинков, фиалок и т.п. Этот опыт чрезвычайно хорошо удается с помощью специального прибора. В маленьком фарфоровом тигле (чашечке) расплавляют серу, которая соединяясь с кислородом воздуха, воспламеняется и дает серную кислоту; для лучшего действия сернистых паров, тигель покрывают тонкой, конической медной трубкой, причем узкий ее конец обращается к испытуемым цветам.
Действие кислоты дает себя знать немедленно; в несколько секунд розы, барвинки, фиалки, иван-да-марья и др. совершено белеют.
Приведем еще один опыт:
Налив в стакан обыкновенного эфира и, прибавив к нему 1/10 часть (по объему) нашатырного спирта, по грузим в полученную смесь испытуемые цветы. Некоторые из цветов, имеющих в натуре фиолетовую или разовую окраску, принимают мгновенно ярко-зеленый цвет. Сюда относятся: розоватый журавленник или гераний, фиолетовый барвинок, лиловая ночная фиалка и ярутка, разовая и красная розы, магоновый левкой, тимиан, маленький синий колокольчик, дымянка, незабудка и гелиотроп. Другие же цветы, окраска которых не везде одинаковая, принимают от действия смеси аммиака с эфиром более или менее различные оттенки.
Верхний фиолетовый лепесток душистого горошка становится синим, тогда как нижий принимает бледно-зеленую окраску. Белые цветы обыкновенно желтеют. Таковы например: белый мак, полосатый жабрей, становящийся желтым и темно-фиолетовым; белая роза окрашивается в палевый цвет, белый водосборь, черно корень, ромашка, душистый чубушник, маргаритка, картофель, ночная фиалка, каприфолий, цветы бобов, лабазник, наперстнянка и пр. Все они в прикосновении с аммиякальным эфиром принимают темно желтый цвет. Белый жабрей становится желтым и темно-оранжевым.
У разового душистого горошка верхний лепесток превращается в голубой, а нижний – в зеленый весьма нежного оттенка; разовые герани или журавленнки делаются голубыми; в губастик аммиакальный эфир действует только на красные пятна, которые превращаются в коричнего-зеленый; красный жабрей принимает прелестный коричневый цвет с металлическим отливом; валериан приобретает сероватый оттенок, а красный мак становится темно фиолетовым.
На желтые цветы аммиакальный эфир не действует:
Лютик, ноготки, желтофиль и т.д., будучи погружены в эту жидкость, сохраняют свою естественную окраску.
* * *
Окрашивание цветов пищевыми красителями
Если вы не можете найти в магазине срезанный цветок на 8 Марта нужного вам оттенка, вы можете самостоятельно поменять цвет растения. Для этого следует только запастись некоторым терпением и определенными материалами.
Для искусственной окраски подходят не все цветы. Для работы следует брать только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться. Также следует обратить внимание на цвет лепестков. С красными или более темными цветами достигнуть желаемого результата невозможно, поэтому такие растения брать не следует. Лучше всего подходят белые цветы, на крайний случай — кремовые. Из всего разнообразия цветов вы можете брать для окраски цветов розы, тюльпаны, гвоздики и хризантемы. С любыми другими белыми цветами также можно экспериментировать.
Теперь же расскажем более подробно, как покрасить цветок. Для окрашивания цветов следует использовать пищевые красители. Но и здесь не все так просто. Нельзя использовать любой пищевой краситель, особенно тот, которым окрашивают глазурь на тортах. Используйте краситель, который будет полностью растворяться в воде, окрашивая ее. Разведите в воде комнатной температуры краситель. Чем больше красителя вы разведете в воде, тем быстрее окрасятся цветы.
Острым ножом обрежьте стебли цветов. Срезы следует делать под углом 45°, а их длина должна достигать 2 см. Если вы используете розы, обрезайте их стебли в воде. Когда будете вынимать стебель розы из воды, прижмите пальцем срез, чтобы у него не было контакта с воздухом. Теперь подготовленные цветы поставьте на ночь в вазу с водой, в которой разведен краситель. Уже утром вы увидите некоторые изменения. На полное окрашивание у вас уйдет 24 часа.
При желании можно провести несколько экспериментов с красителями. Так, для этого применяют некоторые приемы, которые дают возможность создавать различные цветовые эффекты. Вы можете на ночь оставить цветок в емкости с красителем одного цвета. Затем утром поменяйте воду и цвет красителя. Посмотрите, как замысловато будут окрашиваться лепестки цветов. Также можно использовать один и тот же цвет красителя, но менять его концентрацию в воде. Таким образом вы можете получить или очень яркий цветок, или нежные мягкие оттенки лепестков.
Обратите внимание, что у вас окрасятся не только лепестки цветка, но также его листья и стебель. Для окрашивания древесного стебля, как у розы, уйдет намного больше времени. А вот мягкие стебли тюльпанов окрашиваются очень быстро. Также не забывайте, что окрашивание всегда происходит неравномерно. Первыми окрашиваются толстые жилки, по которым проходит вода. Только затем наступает полная окраска цветка.
Как видите, окрашивание живых цветов — это не очень трудная задача. Главное — это придерживаться некоторых правил:
- используйте только свежие цветы
- никогда не пережимайте стебель во время обрезки
- красьте цветы только при комнатной температуре
http://strana-sovetov.com/hobbies/rukodelie/5673-8-march-flowers-bouquet.html
* * *
А вот исследовательская работа, выполненная ученицей 5-го класса:
Тезисы к исследовательской работе
«Цветочное волшебство»
Автор: Лях Светлана. 5класс, МБОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района.
Руководитель: Борисенко Нина Ивановна, учитель биологии МБОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района.
Цель: получение тюльпанов, роз, гвоздик, хризантем разной окраски
Задачи:
- изучение строения стебля растений
- окрашивание белых цветов в разные цвета
Объект исследования: всасывание пищевого красителя.
Предмет исследования: тюльпан, роза, хризантема, гвоздика
Методы исследования: эксперимент и наблюдение.
Стебель растения представляет собой осевую часть побега, состоящую из узлов и междоузлий. Основная роль стебля в жизнедеятельности растения – опорная (механическая), ведь на стебле расположены листья, почки, цветки, органы спороношения. На стебле листья в оптимальном порядке размещены так, чтобы с максимальной производительностью осуществлять фотосинтез. Также не менее важна функция стебля растения как посредника между листьями и корнями, то есть проводящая. Стебель выступает связующим звеном между корневой системой, через которую вода с минеральными веществами попадает в растение, и листьями, где происходит синтез органических веществ. Проводящие ткани стебля, листьев и корня составляют единую структуру, обеспечивающую передвижение веществ в организме растения. Таким образом, главные функции стебля – опорная и проводящая. Стебель цветковых растений имеет проводящие сосуды и ситовидные трубочки, по которым вода и минеральные соли поднимаются вверх в цветок. У роз и гвоздик стебель плотный, вода и минеральные соли поступают к листьям и цветам значительно медленнее. А у тюльпана стебель трубчатый с полыми ситовидными трубками, поэтому движение воды и минеральных веществ происходит быстрее.
Практическая работа
Искусственное изменение окраски лепестков цветов.
Цель: получение тюльпанов, роз, гвоздик, хризантем разной окраски
Я развела пищевые красители и опустила туда стебельки цветов, предварительно сделав срез стебля. Высокий стакан наполнила до половины водой. В стакан с водой всыпала 2 чайные ложки красителя и хорошо размешала. Вода должна быть насыщенной. Если вода окажется слегка окрашенной, то я добавлю ещё пищевого красителя для получения тёмного цвета. Потом добавила 2 столовые ложки сахара и перемешала, чтобы растаял. Сахар поможет красителю быстро подняться по капиллярам и роза быстрее начнёт проявлять цвет.
Стебель розы срезала ножом под углом, держа его под проточной водой. Такой способ обрезки стеблей даёт возможность капиллярам остаться открытыми и восприимчивыми к пищевому красителю. Подготовленные розы сразу же поставила в окрашенную воду. Розы должны постоять в подкрашенной воде не меньше трёх дней, чтобы появились цветовые оттенки. Чем больше роза будет находиться в окрашенной воде, тем красочнее будут лепестки
Лепестки гвоздик на 4-ый день окрасились в оранжевый цвет и голубой цвет.
На 2-ой день тюльпаны приобрели зелёную окраску.
На 5-ый день розы окрасились в синий цвет.
На 6-ой день хризантемы стали розовыми.
Вывод: быстрее окрасились лепестки тюльпанов, затем гвоздики, потом розы, и
последними стали окрашиваться хризантемы. Опыт доказал, что поступление пищевого
красителя с водой зависит от строения стебля.
Литература:
1.Журнал «Биология в школе», М.Просвещение, 2009г
2.Детский журнал «Химические опыты в домашних условиях», М., Дрофа, 2011г
3. 4. 5.http://munok.3dn.ru/publ/fokusy/khimicheskie_fokusy/iskusstvennoe_okrashivanie_cvet
* * *
Для того, чтобы придать розам или гвоздикам несвойственный им оттенок, можно покрасить цветы. Для этого можно использовать разные методы, например, ставить цветы в емкости с подкрашенной водой, красить их из пульверизатора и создавать специальные условия выращивания. В результате можно получить голубые, зеленые и даже черные цветы. Обычно этим занимаются цветочные магазины, желающие привлечь клиента, селекционеры или те люди, кто любит делать необычные подарки.Даже в домашних условиях можно покрасить любой цветок в любой цвет. Это можно сделать разными способами. Например, с помощью подкрашенной воды. Этот метод основывается на том, что вода проникает в растения из грунта через корни и коревые волоски. Оттуда она распространяется по всей остальной части цветка – стеблю, листьям и лепесткам. Вместе с водой по надземной части растения распространяются и различные минеральные вещества.
Хотя живые цветы, продающиеся в цветочных магазинах, лишены корней, но они также имеют возможность поглощения воды. Этот процесс называется транспирация (испарение воды растением). Главным инструментом этого процесса являются листья растения, которые предохраняют их от перегрева – по мере потери воды в листья возникает сосущая сила, которая обеспечивает приток воды от корневой системы к надземной части для обеспечения всего растения необходимыми органическими и минеральными веществами. Это объясняет, почему цветы без корней остаются живыми некоторый отрезок времени, если их поставить в вазу с водой.
Используя этот метод, можно покрасить любые цветы в желаемый оттенок. Результат порадует Вас или того, кому Вы готовите такой необычный подарок. Заниматься окрашиванием цветом можно с детьми – им будет интересно узнать почему роза или ромашка меняет свой цвет, и они придут в восторг от необычного цвета растения.
Как красить цветы
В качестве рабочего материала подходят не все цветы. Лучше всего поддаются окрашиванию ромашки, розы, гвоздики, тюльпаны, хризантемы и георгины. Более яркий и насыщенный цвет можно получить на белых и кремовых оттенках – их можно красить практически в любой цвет.Для окрашивания нам понадобятся: собственно цветы, пищевые красители (можно взять несколько цветов), острые ножницы или нож, вода и стеклянная емкость (банка или ваза).
- Разводят каждый пищевой краситель в отдельной посуде. Если красителей мало, то можно поэкспериментировать с созданием новых цветов. Например, смешение желтого и синего цветов даст зеленый, а красный вместе с желтым дадут оранжевый цвет.
- Пока красители растворяются, нужно обрезать стебли цветов. Острым ножом или садовыми ножницами срезают стебель под косым углом. При этом важно не повредить стебель и кожицу.
- Помещают по одному цветку в каждую емкость с красителями и оставляют их минимум на 8 часов. Вообще, считается, что для полного окрашивания необходимо 20 часов – именно за это время красители полностью впитаются в лепестки. Если время впитывания краски уменьшить, то можно получить более светлый оттенок. Тог же самого можно добиться, если раствор с красителем сделать менее насыщенным. Чем больше цветок стоит в подкрашенной воде и чем концентрированнее раствор, тем более яркий и насыщенный получается цвет.
- Для того, чтобы сделать разноцветные лепестки у цветка, необходимо расщепить стебель внизу на 5-10 сантиметров вверх и каждую часть стебля расположить в посуде с красителями разного цвета. Можно также сделать двухцветный цветок и следующим способом – один день подержать розу или ромашку в красителе одного цвета, а на следующий день перенести в емкость с другим красителем. Некоторые умельцы с помощью вариации этих способов достигают потрясающих и необычных результатов, например полосатых цветков или с красивым цветным градиентом.
Советы при окраске цветов
- Лучше всего красятся свежие цветы.
- Если применяется двухцветный способ окрашивания и цветок переноситься из одной емкости в другую, то во время этого надо закрывать срез пальцем, чтобы внутрь не попал воздух.
- При покраске лучше опускать стебель в воду сразу же после среза, в этом случае цвет получается яркими и интенсивным.
- Хранить окрашенные цветы лучше при комнатной температуре.
Другие методы окрашивания цветов
- По некоторым сведеньям известный немецкий поэт Гете выращивал синие розы в теплице с синими стеклами. Этот метод решили повторить селекционеры и у них действительно получились цветы синеватого оттенка.
- Для окраски белых цветов можно использовать раствор фуксина и поташ. Розу или георгину сначала отпускают в первое вещество, а потом во второе и лепестки окрашиваются в нежно-голубой оттенок. Также можно сделать белые розы ярко-синими, если регулярно поливать землю возле куста с розами кобальтовой кислотой.
- Для того, чтобы сделать цветок с лепестками зеленого цвета, можно провести несложный опыт. Берут любой голубой цветок (незабудку или фиалку, к примеру) и держат его над зажженной сигаретой или папиросой. Спустя короткий промежуток голубой цвет незабудки сменится на зеленый. Объясняется это тем, что в табачном дыме содержится углекислый аммоний, вызывающий щелочную реакцию. Он проникает внутрь лепестков цветка и превращает голубой оттенок в зеленоватый.
- Фиолетовые цветки можно перекрасить в ярко-алые. Для этого их погружают в слабый раствор серной кислоты. Он должен быть очень разбавленным, чтобы цветки не повредились
- Часто красят белые розы в какой-то яркий оттенок, но оказывается можно сделать и наоборот. Для этого используют антоциан, который обесцвечивается под действием сернистого газа. Красную розу кладут в герметичную емкость с тлеющим кусочком серы. Спустя несколько минут лепестки цветка должны начать бледнеть и, в конце концов, станет белым. Интересно, что через некоторое продолжительное время роза опять станет красной. Тот же эксперимент можно проделать с фиалками, астрами и гладиолусами – теми цветами, в которых содержится антоциан.
Оценить способ изготовления:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Комар-Темная Л. Д., Улейская Л. И. Каталог декоративных овощных растений; Феникс — Москва, 2005. — 352 c.
Приветствую Вас на нашем ресурсе. Я Татьяна Савина. Я уже более 6 лет работаю флористом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация со специалистами.